Клиент при получении займа в банке указывает данные о себе в заявке-анкете и в договоре на кредит. Об изменении этих сведений заемщик обязан уведомлять кредитное учреждение.
Данные, предоставляемые заемщиком, можно разделить на группы:
- информация для идентификации заемщика (например, ФИО, данные паспорта);
- информация для оценки платежеспособности клиента (место работы, зарплата, расходы);
- контактная информация.
Наиболее распространенные случаи изменения данных паспорта связаны со сменой прописки при переезде или фамилии при разводе/вступлении в брак.
В общем-то, при условии сохранения остальных сведений смена прописки не создаст проблем для заемщика при обслуживании кредита, но сообщить банкирам об этом нужно все равно.
При смене фамилии сложности возникают часто. Платеж по кредиту в банковском отделении, вероятнее всего, не примут, поскольку данные заемщика не будут соответствовать паспортным данным. Если погашение производится с помощью пластиковой карты, то заемщик, поменявший фамилию, сможет продолжать платить по ссуде. Но если появится какая-нибудь проблема или ему, допустим, понадобится справка, то трудности обеспечены. Поэтому лучше в данной ситуации сразу направить заявление на перевыпуск карточки по причине изменения фамилии.
При изменении данных паспорта и смене фамилии банкиры или просто вносят исправления в банковскую программу и ксерокопируют новый паспорт, или просят клиента подписать допсоглашение к ссудному договору.
Нужно отметить, что данные об изменении в паспорте банки не примут по электронке или телефону – необходимо лично обращаться в отделение. Клиентам «Тинькова», у которого нет офисов, придется в месячный срок отправить почтой заявление с ксерокопиями нового паспорта и документации, ставшей причиной изменения личных данных (к примеру, свидетельство о браке).
Клиенты также должны уведомлять кредитора о смене места работы (включая изменение рабочего телефона или адреса) и уровня дохода. Сведения об увольнении от банка скрывать не рекомендуется. Обычно кредитные организации в таких ситуациях будут искать компромиссный вариант, например, могут предложить реструктуризацию задолженности.
Согласно требованиям банковских организаций и условиям ссудных договоров - клиенту необходимо уведомлять кредитора о смене адреса фактического проживания, адреса электронки и контактных телефонных номеров. В среднем на это дается неделя. Некоторые финучреждения готовы принимать информацию о смене контактных данных лишь в письменном виде: заемщику нужно или зайти в отделение банка, или по почте отправить письмо с соответствующим заявлением. Другие кредитные учреждения дают возможность клиентам сообщать об изменениях по телефону.
Также клиент обязан информировать банкиров, если на его собственность налагается арест или обращается взыскание. Если собственность не выступает объектом залога по займу, банк принимает эту информацию к сведению и начинает тщательнее следить за сроками погашения по ссуде. Если же собственность находится в залоге у банка, то он обращает внимание заемщика на то, что с целью рассмотрения дела нужно привлечь кредитную организацию в качестве третьей стороны, являющейся залогодержателем. Любые разбирательства и споры по данной собственности должны учитывать интересы залогодержателя.
Обязан заемщик уведомлять банк и о делах, которые возбуждены против него (гражданских и уголовных).
Наконец, заемщик обязан раскрывать перед кредитным учреждением изменения в семейном положении – разводе, браке, рождении детей.