Ужесточились условия кредитования банковскими организациями, выросла просрочка по кредитам, но массового перехода заемщиков из банков в микрофинансовые учреждения не случилось – а именно таким было ожидание участников рынка. Клиентами, как правило, не проводится поиск тех, что им бы дали взаймы, а меняется жизненный стиль – они отказываются от крупных покупок.
Перестаем стучать в другую дверь
Заемщиками, получившими отказ в банковском займе, меняется стратегия поведения. Учитывая ужесточение условий кредитования учреждениями, МФО надеялись на прирост пользователей. Но это не случилось.
Как было рассказано генеральным директором группы компаний «Быстроденьги», Юрием Провкиным, банки отказались от небольших потребительских кредитов и займов малому бизнесу, что привело к некоторому перетоку физических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферу микрофинансирования. При этом существенно количество выданных микрозаймов не увеличилось (читайте обзор). «Нами ожидалось какое-то движение в этой области. Но все вышло не так. Заемщики, для которых закрыли одну дверь, не стали стучать в другую», - прокомментировано Провкиным.
Как он говорит, вся экономическая ситуация не сильно влияет на рынок МФО. «Когда я сообщаю об этом на конференциях банкирам, они мне не верят, считают, что я говорю им неправду», - добавляется Провкиным.
Он уверен, что клиентский приток из банков в МФО отсутствует по некоторым причинам. Первая причина – выросла сознательность. Заемщиками теперь куда аккуратнее принимаются решения, с оценкой суммы долга в МФО. Вторая причина – отличаются сами продукты, предлагаемые институтами. «Микрофинансовыми компаниями предлагаются меньшие суммы для клиентов, нежели те, которые они хотят. Поэтому если клиенту требуется крупная сумма на долгий временной период – он обращается в банк. Если банк ему отказывает в выдаче нужной суммы, он просто забывает на время о крупных покупках», - сообщено Провкиным.
Как говорит главный исполнительный директор большой МФО «Домашние деньги», Андрей Бахвалов, расчет банковских заемщиков направлен на большую сумму, в среднем 70—80 тыс. рублей, и на меньшую, чем предлагают МФО, ставку. В МФО им будет получено в лучшем случае 20 тыс. рублей и под существенно более высокий процент.
Как гласят данные Банка России, уровень среднерыночных значений полной стоимости потребительских кредитов (ПСК) в I квартале 2016-го года составляет в банках по POS-кредитам без обеспечения на сумму до 30 тыс. рублей и на срок до одного года – 38,7%. В МФО среднерыночная ПСК по потребительским микрозаймам с аналогичными условиями (сумма до 30 тыс.рублей и срок до одного года) – 171,4%. Среднерыночные значения ПСК в МФО на сумму до 30 тыс. рублей и на срок до одного месяца составляют 660,2%.
«Переток клиентов в МФО считается мифом. Пересечение банковского рынка и МФО составляет не более 25%. Далеко не у каждого отказника банковского учреждения возникает желание взять кредит в МФО», - сообщается Бахваловым.
В фирме «Фаст Финанс Система» было сказано, что благодаря требовательным заемщикам, пришедшим из банков, компания приняла решение об изменении суммы первоначального займа. «Размер стандартно одобряемой суммы – пять тысяч рублей при первом обращении подобных клиентов. Часто ими дается отказ от такой суммы денежных средств. Нами была пересмотрена наша система одобрения – такие заемщики будут получать от нас сразу 15 тысяч рублей при первом обращении», - было рассказано генеральным директором «Фаст Финанс Системы», Дмитрием Коршуновым.
МФО «МигКредит», наоборот, занимается фиксацией роста спроса на продукты в текущем году на 15% - если сравнивать с прошлым годом, в том числе за счет заемщиков, которым по различным причинам был дан отказ в банковских учреждениях.
С иной стороны, заместителем генерального директора по развитию бизнеса, членом правления «МигКредит», Динарой Юнусовой было сказано, что многие МФО сами обладают проблемами с фондированием и это замедляет рост рынка. МФО, также как и банковские организации, ужесточили свою кредитную политику. «Цель МФО – не кредитование всех подряд, а убеждение в том, что клиентами будут возвращены займы в срок», — добавляется Юнусовой.
В данном случае у МФО не так все идеально. Как было указано директором по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексеем Волковым, на 1-е января 2015-го года задолженность российских граждан перед МФО в сегменте займов до зарплаты на 1-е января 2015-го года равнялась 15,8 млрд рублей, а в сегменте займов на покупку потребительских товаров – 18,8 млрд рублей. На 1-е октября 2015-го года произошло улучшение этих показателей до 28,4 млрд и 30,9 млрд рублей соответственно.
Родные как банковская организация: в долге отказывают
Сложившуюся ситуацию в целом все предсказывали, по сообщениям экспертов. Огромный вклад в отказ от кредитов тех, кто не получил их в банковском учреждении, из-за роста финансовой грамотности населения. Первое – повысилась информированность российских граждан о специфике работы МФО, по мнению заместителя председателя правления Локо-Банка, Андрея Люшина.
«Довольно долгое время восприятие микрофинансовых организаций было не просто альтернативой банковским учреждениям, но и новым этапом эволюции системы кредитования граждан и бизнеса. По мере падения эйфории по поводу «легких денег», стало прямо видно, что простое получение займов, минимальные требования к заемщикам говорят о сокрытии более высоких, чем у банков, ставок по кредитам», — полагает он.
Как говорит директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств Альфа-банка, Дмитрий Жиздюк, важнейшая составляющая – эмоции пользователя в момент решения его финансовых проблем. Неважно, идет речь о кредитной карте, кредите наличными либо потребительском кредите. «Стоит помнить, что банк является финансовым институтом, который, как часть своей миссии, должен не только получать прибыль но и заниматься развитием финансовой грамотности граждан. А теперь постараемся представить, что пользователь обратился в банк за финансовым продуктом, а ему говорят о продукте от МФО, про который он ничего не знал, ведь он пришел в банк. Нам кажется, что в таком случае клиентские впечатления не будут положительными. Это неприятный сюрприз для клиента», - по комментариям Жиздюка. Он подчеркивает, что финальное решение в этом вопросе всегда остается за клиентом.
Он уверен, что для финансовой сферы отсутствующий массовый переход клиентов в МФО означает лишь одно – повысится качество портфеля и станет здоровее финансовая система, в том числе и с точки зрения понижения закредитованности самих заемщиков.
Вариант, благодаря которому у каждого не получившего кредит в банках и МФО, разрешаются финансовые проблемы, личное дело каждого. «Есть как банковский кредит, кредит в МФО, так и распространенная практика займа у родных и близких. Но, поскольку упали зарплаты (падение реально располагаемых доходов физлиц с начала текущего года составило примерно 10% - если сравнивать с таким же периодом прошлого года. — Прим. ред.), в долг дают все меньше», — по рассуждениям директора инвестиционно-банковского департамента QB Finance, Дмитрия Кипа. Им было сказано, что некоторые компании обладают кассами взаимопомощи сотрудников, которые дают возможность взять кредит под очень низкую ставку. Однако это является скорее исключением.
По убеждению Юрия Провкина, многими заемщиками меняется стиль жизни, и исключаются существенные траты. Или идет поиск новых способов заимствования — например, обращаются в ломбарды. Рынок ломбардов в 2015 году серьезно вырос: на 30%, если сравнивать с 2014-м.
В общем ситуация приводит к некоторым опасностям, по признаниям экспертов. Некоторыми гражданами совершаются даже небольшие (по их мнению) махинации ради повышения своего социального статуса перед финансовыми учреждениями, сообщается директором департамента развития продуктов Объединенного кредитного бюро (ОКБ), Александром Ахломовым. Как гласят данные ОКБ, за последний год в два раза выше стали заявки с подозрением на мошенничество. Если в 2014-м году доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то по итогам девяти месяцев 2015-го года она превысила 2%. А подозрительные заявки выросли на 46%. При этом случилось сокращение общего количества заявок на кредиты в системе на 30%.