obman_bankov_finexpert24БКИ сообщило о фиксации роста мошеннических заявок на займы в учреждениях и МФО. За прошедшие месяцы этого года рост количества подобных заявок составил 46%. Как считает БКИ, больше всего ущерба банкам наносится как раз организованными мошенническими группами. Очень часто они сговариваются с банковскими сотрудниками.

«Ковровые бомбардировки»

Заемщики все чаще и чаще занимаются мошенническими действиями. Как было рассказано Объединенным кредитным бюро (ОКБ), с учетом падения общего числа заявок на кредиты в банковской структуре с начала текущего года на 30%, рост количества подозрительных заявок составил 46%. Иными словами, мошеннические заявки на кредиты от общего потока входящих сообщений по итогам девяти месяцев текущего года превысили 2% и удвоились, если сравнивать с прошлым годом.

Как было пояснено директором по развитию продуктов ОКБ, Александром Ахломовым, «мошенничество», по мнению кредитного бюро, это, чаще всего, подразумеваемый банковский термин – когда предоставляется заведомо ложная информация. Цель такого предоставления – получить необоснованные преференции при взятии кредита. Банками осуществляется передача в БКИ информации об отказах с подозрением на мошенничество. Данная информация обрабатывается БКИ. После выстраивается статистика.

ОКБ делит мошенничество на следующие группы – организованное и неорганизованное. Вторым является следующее – если человеком берется для себя кредит, при этом он не преследует цели его невозврата. Организованным же считают такой вид мошенничества, когда заемщики, у которых не получается взять банковский кредит, используют помощь различных «посредников». Последними за плату оказывается помощь в подтверждении фиктивных доходов и занятости (чтобы получить кредит). Цель такой процедуры – невозврат кредита.

Большинство таких мошеннических случаев – это когда заявители предоставляют недостоверные персональные или контактные данные – Ф. И. О., паспортные данные, адреса регистрации и телефоны, которые совпадают с уже выявленными ранее случаями мошенничества. Как гласят данные ОКБ, такие случаи составляют примерно 37% от общего количества «подозрительных» заявок.

Еще одно кредитное мошенничество, выделяемое ОКБ – когда используются адреса массовой регистрации либо один и тот же номер домашнего либо мобильного телефона – разными заявителями.

Вид добропорядочного мошенника

Поменялся и сам мошенник. «Мы увидели, что основной драйвер роста – это не организованные мошеннические группы, а новые заемщики, которые, прежде всего не числились у банков в «плохих» клиентах», - по рассуждениям Александра Ахломова.

Фактически, это значит, что среди добропорядочных клиентов все чаще встречаются мошенники. «Учитывая падение настоящих доходов и потерю работы, у некоторых гражданских категорий начинается острая проблема в необходимости заемных средств. Они не могут получить кредит, поскольку требования банков стали жестче, а поэтому прибегают к незначительным (как они сами считают) махинациям – сообщают свой социальный статус или уровень доходов», - по мнению эксперта.

Вина экономики

Банковскими представителями тенденция роста клиентского мошенничества подтверждается. «Мы подтверждаем, что заявок с неверными данными реально стало больше. При этом, после того, как отказал один банк, клиент часто старается подать заявку и в другой – в итоге благодаря частым повторным заявкам идет ухудшение статистики в целом. Сами по себе подобные клиенты могут быть платежеспособными на ту кредитную сумму, которую они просят. Но выглядит это как мошенничество», - такой комментарий был дан руководителем направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству Хоум Кредит Банка, Алексеем Манеркиным.

Как говорит начальник управления риск-менеджмента физических лиц Райффайзенбанка, Станислав Тывес, особенность данного года – факт учащения случаев мошеннических операций с клиентской стороны (хотя ранее ими уже осуществлялась выплата кредитов в банках и они считались вполне себе благонадежными заемщиками).

ВТБ 24 не говорит ни о всплеске, ни о снижении мошеннической активности. Несмотря на это, как указано вице-президентом, директором департамента андеррайтинга и контроля кредитных рисков ВТБ 24, Ольгой Бабаевой, мошеннические действия ежегодно становятся все более изощренными. Но их общей сутью является «клиентское создание» - подделываются паспорт, справки с рабочего места и иные махинации. Цель – получить кредитные средства и в дальнейшем их не вернуть.

«Мошеннический профиль изменился, поскольку подготовка перед посещением банка стала более тщательной. При этом, говорить о том, что серые фирмы увеличились, мы не собираемся. Уже существующими «посредническими» фирмами проводится активное привлечение бывших банковских работников для «клиентской» подготовки, - отмечается Балаевой.

«Мошенничество растет всегда»

Экспертами не дается исключение о дальнейшем росте мошенничества граждан на получение кредитов. «Учитывая снижение настоящих располагаемых доходов физических лиц, можно ожидать, что «социальное» мошенничество, то есть попытки получения кредита с приукрашиванием информации о себе, с целью решить текущие финансовые проблемы, без ясного осознания о выплате кредита, продолжит свой рост», - по мнению руководителя направления аналитики по предотвращению мошенничества управления розничными рисками Альфа-Банка, Павла Аксенова.

«Мошенничество растет всегда, поскольку оно является залогом постоянного развития антифродовых мероприятий. Такой подход вполне оправдан. Снижается уровень занятости в текущем году, растут риски привлечения к участию мошеннических схемах добропорядочных физических лиц граждан, в том числе с хорошей кредитной историей, но «запутавшихся» в новых реалиях», - вторит ему Ольга Балаева.

Из-за ситуации банки и МФО стремятся усовершенствовать антифродовые процедуры. Как было рассказано НБКИ, различные финансовые учреждения осуществляли тестирование сервисов Social Attributes — получение данных о заемщике из открытых источников (числовые переменные для анализа), а также Social Link — получение всей доступной информации заемщике из открытых источников, которые даны в едином интерфейсе. Летом нынешнего года НБКИ был расширен перечень инструментов по противодействию кредитному мошенничеству за счет технологий по работе с BigData.

ОКБ упомянули межбанковскую систему по противодействию мошенничеству «Национальный Хантер», которую на сегодняшний день используют 40 огромных банков страны (так гласят данные бюро).

По признанию микрофинансовых организаций, они также стараются выстроить бизнес-модель таким образом, чтобы противодействовать мошенничеству.

Бизнес-процессом МФО, «МигКредитом» предполагается многоступенчатая проверка клиента. Сюда включается визуальная оценка и сверка документов при встрече с финансовым консультантом, поясняется в фирме. Впрочем, если мошенничество все же принимает угрожающие масштабы, то и банки, и МФО всегда обладают еще одним вариантом – обращения в правоохранительные органы.

 

Вернуться к списку