Как гласят данные ОКБ, октябрьская просрочка по активным кредитам сильнее всего снизилась за нынешний год – и составила 17,29%. По мнению экспертов, причина в массовом продаже портфелей «плохих» займов банковских учреждений в прошлом месяце. При этом ожидается новый рост просрочки – до 18%.
Как показывают данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ) за октябрь 2015-го года произошло снижение доли просроченных розничных кредитов – на 52 рейтинговых пункта, по сравнению с предыдущим месяцем - с 17,81% до 17,29% от общего количества активных кредитов. В ОКБ было отмечено, что это самое большое падение данного показателя в нынешнем году. Перед этим самое существенное снижение просрочки было в апреле (на 19 б. п.) и в июле (на 11 б. п.). Стоит отметить, что кредиты с просрочкой свыше 90 дней при этом составляют 12,66% от общего количества активных кредитов. За октябрь произошло снижение этого показателя на 10 б. п.
Стоит обратить внимание, что снижение просрочки коснулось сегмента кредиток – на 134 р.п., до 14,55%, и ипотеки - на 13 б. п., до 3,60%. Рост просрочки по автокредитам составил 32 б. п., до 12,26%, по кредитам наличными – на 43 б. п., до 21,41%.
«Месяц назад снижалась доля просроченных кредитов. Такое снижение нельзя назвать значительным, ведь похожее мы уже видели в апреле и июле, - сообщается заместителем генерального директора ОКБ, Николаем Мясниковым. – Это говорит больше о техническом аспекте снижения просрочки. Можно упомянуть квартальное списание долгов, реструктуризацию кредитов и продажу портфелей коллекторским агентствам. Вероятнее всего, в прошлом месяце банковскими учреждениями это делалось более активно – с целью очищения портфелей к концу года».
Несмотря на это, Мясников уверен, что надеяться на долгосрочный положительный тренд понижения уровня розничной просрочки не стоит, поскольку для этого пока отсутствуют объективные предпосылки.
«Объективные причины для того, чтобы снизилась просроченная задолженность по потребительскому кредитованию, в общем, по банковской отрасли, пока отсутствуют, так как мы следим за сокращением объемов выдачи кредитов финансовыми учреждениями и снижением портфелей. Возможно предположение, что банковские учреждения в этом промежутке времени занимались наращиванием объемов реструктуризации, списанием и продажей дефолтных кредитов. В ином случае уровень снижения просрочки является техническим моментом», - по сообщениям заместителя руководителя блока рисков Бинбанка, Евгения Новикова.
По мнению вице-президента, директора департамента проблемных активов ВТБ 24, Александра Пахомова, просрочка может быть снижена из-за массовой продажи «сложных» долгов. «Кроме всего прочего, многими банками с конца прошлого года проведено ужесточение своих кредитных процедур, а это привело к улучшению качества кредитного портфеля в 2015 году», – добавляется им.
Как говорит старший аналитик Национального рейтингового агентства, Егор Иванов, октябрьский эффект сильного снижения просрочки мог случиться из-за погашения небольшой просрочки по большим долгам, ведь, как показывают данные Банка России, рост совокупного объема просроченной задолженности по физическим лицам в октябре текущего года по банковской отрасли в целом составил 13 млрд рублей (плюс 1,51%) при сокращении ссудной задолженности на 0,41%.
«Говорить о прохождении негативного тренда по динамике просроченной задолженности, скорее всего, еще очень рано. Это можно будет делать тогда, когда экономикой снова будет показан устойчивый рост, кредиты будут востребованными, а главное – будут безболезненно обслуживаться физическими лицами. Из-за новогодних праздников ожидается повышение спроса на кредитные продукты. Но, я считаю, банковские организации не готовы к новому наращиванию своих портфелей. Риски все еще довольно высоки», - по предположениям эксперта.
Директором аналитического департамента агентства RusRating, Еленой Николаенко, было сказано, что в случае обращения к официальным данным (статистике Банка России по данным РСБУ), в полном выражении просроченная задолженность по любым кредитам физических лиц по-прежнему стабильно растет. Прирост за первую половину году равен в целом 2,5-3% ежемесячно. Со второго полугодия реально существует тенденция к замедлению - в среднем 2%, причем за сентябрь 2015-го года рост объема просроченной задолженности составляет 0,9% (что считается самым низким темпом прироста с начала года), за октябрь – на 1,5%. Иными словами, темпы прироста снижаются из-за активной продажи банковскими учреждениями портфелей, а также из-за продолжающегося процесса списания безнадежных долгов.
Допустим, как гласят данные коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», по итогам девяти месяцев 2015-го года рынок цессии банковской задолженности достиг 245 млрд рублей (против 172 млрд рублей по итогам такого же периода 2014-го года и 125,2 млрд по итогам аналогичного периода 2013-го). Рост в этом году составил 42%.
«Кроме того, у работающего кредитного портфеля наблюдается отрицательная динамика – в целом с начала года 0,7% каждый месяц. Естественно, если взять в расчет уровень просроченной задолженности в кредитном портфеле, он растет: всего в этом году с 6,3% до 8,1% - исходя из итогов октября 2015-го года (исходя из статистики банковского сектора Банка России). Если говорить о доле просроченной задолженности от работающего портфеля, тут, само собой, также заметен рост – всего в этом году с 6,7% до 8,9%, в том числе за октябрь с 8,7% до 8,9%», — комментируется Николаенко.
«В реальности сейчас просрочка дна пока что не достигла. При этом очень большой пласт кредитных рисков уже осуществился. Но речь идет лишь о потребительских ссудах (на данный момент). На данный момента начинает «зреть» просрочка по ипотечному кредитованию, а также по автокредитованию (хотя их долю можно считать не очень большой), - по рассуждениям Елены Николаенко.- Также необходим учет того факта, что гораздо быстрее, нежели раньше, ухудшается качество розничных заемщиков. В данный момент многие заемщики обладают в различных банковских учреждениях в среднем двумя-тремя кредитами, которые служат для целей рефинансирования какого-то одного из долгов. Можно также прибавить к этому растущую безработицу и сокращение доходов физических лиц – получается усиление темпов роста кредитных рисков по существующей задолженности. Поэтому наблюдаемое замедление темпов роста (официальные данные о сокращении не говорят) – это на самом деле итог продажи «плохих» долгов».
Главе аналитического департамента RusRating не кажется, что в обозримом будущем рост просрочки будет существенно заметен. Он будет ограничен даже больше не спросом, а предложением. Ведь банковские организации сами имеют ограниченные возможности в вопросах принятия дополнительных рисков – например, речь идет об уровне капитализации, на который существенно влияют высокие ставки по резервированию, убытках, связанных с резервами и списанием безнадежных долгов. Кроме всего прочего, заемщики в данный период выбираются банковскими организациями более существенно (с учетом нынешней ситуации). Почти каждым пятым заемщиком кредит берется с целью рефинансирования предыдущих. Таким образом, рост работающего портфеля наврядли будет сильно выше роста просроченной задолженности, по мнению Николаенко.
«С учетом снизившегося по определенным экономическим причинам уровня платежеспособности физических лиц и наличия серьезных предпосылок к его дальнейшему снижению, кредитные портфели, выданные в конце текущего года, будут гораздо худшего качества – по сравнению с качеством кредитных портфелей двухлетней давности (у них будут более высокие кредитные риски), - сообщается этим аналитиком. – Допустим, с начала текущего года рост объема портфелей с просроченной задолженностью более 90 дней (NPL 90+) составил 22% по итогам сентября 2015-го года, в структуре NPL 90+ за такой же период доля кредитов с просрочкой свыше 181 дня и 360 дней увеличилась с 80% до 84%. При этом в структуре совокупного кредитного портфеля физическим лицам объем кредитов без просроченных платежей стал меньше на 6%, а его доля в совокупном портфеле понизилась с 82,2% до 80,5%. И это при том, что общая динамика портфеля является отрицательной».
Директором департамента анализа и оценки рисков Хоум Кредит Банка, Дмитрием Морозовым, в качестве основной причины роста просроченной задолженности в текущем году называется падение заработных плат физических лиц. За текущий временной период снижение составило практически 10%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года (исходя из данных Росстата).
«Так как в первом полугодии нового года должна измениться динамика инфляции, и, соответственно, реальные зарплаты – системное снижение доли просроченной задолженности в банковской отрасли намечено на второе полугодие 2016-го года, - по его рассуждениям. – Указанное кредитным бюро снижение октябрьского показателя могло произойти из-за реструктуризаций или продаж портфелей просроченной задолженности определенными банковскими организациями. Мне кажется, рано считать это системным трендом».
Заместителем председателя правления СМП Банка, Дмитрием Ларькиным, в свою очередь, было дано напоминание, что банковские организации, особенно активно занимающиеся розничным кредитованием, уже довольно длительное время занимаются расчищением балансов от «сложных» долгов. Такая работа, как правило, подразумевает многие направления. Первое – продают портфель проблемных кредитов. Второе – проводят процедуру реструктуризации. После того, как изменились условия, многими заемщиками осуществляется согласованный график и своевременное выполнение своих обязательств.
«Может быть, переломный момент как раз случился. И если ситуация останется на таком же уровне, то произойдет постепенное снижение просрочки, - сообщается Ларькиным. – Проблема в том, что доля проблемных кредитов на сегодняшний день фактически является неизменной. Просрочка росла в целом из-за сокращения в кредитных портфелях доли хороших кредитов в результате планового погашения. На сегодняшний день многими банковскими учреждениями возобновлено кредитование. При этом большинством участников рынка пересмотрена своя политика риск-менеджмента в сторону ужесточения, что положительно сказалось на качестве кредитов».
Николаем Мясниковым из ОКБ было замечено, что снижение кредитной выдачи на протяжении всего третьего квартала нынешнего года сохраняется. Может, в декабре произойдет их рост (благодаря праздничному сезону). Но рост вряд ли будет значительным, ведь банками теперь кредиты выдаются крайне осторожно.
«Просроченная задолженность растет по причине старых долгов. Новые «хорошие» выдачи все еще не могут резко улучшить ситуацию. Не стоит сбрасывать со счетов и сезонный фактор роста просрочки. В январе-марте всегда происходит ее рост – активный, благодаря множеству праздничных и выходных дней и общим снижением выдач. Происходит и рост кредитной нагрузки физических лиц. За последний год рост среднего платежа по кредитам составил 8%, а номинальной средней заработной платы – лишь 5%. Не стоит также забывать и инфляционный рост, увеличенные потребительские цены, сказывающиеся на снижении реальных доходов россиян. За последний год рост среднего уровня кредитной нагрузки (показателя payment-to-income) составил 3%, а в некоторых регионах рост составил до 65%», — перечисляется заместителем генерального директора ОКБ.
По итогам всего вышесказанного, он ожидает продолжение роста доли просроченных кредитов в ближайшее время. Скорее всего, за следующий год данный показатель достигнет 18%.