Главой ВТБ, Андреем Костиным, было заявлено, у российской банковской системы нет проблем с ликвидностью. При этом учреждениями тратятся денежные средства не столько на выдачу ссуд, сколько на погашение свои долгов. Идет обострение проблемы качества заемщиков, и на рынке для многих банков потеря даже одного большого клиента может стать существенной.
У банковского сектора нет проблем с ликвидностью, говорится президентом-председателем правления ВТБ, Андреем Костиным. «Если говорить о российской ситуации, то проблемой с ликвидностью на данный момент не обременены не только мы, но и другие банки, находящиеся под санкциями. На сегодняшний день этот вопрос под контролем», - говорится Костиным.
Как говорит глава второго государственного банка, для банков отсутствует и долларовая ликвидность, несмотря на то, что ЦБ не проводится кредитование банков на срок свыше 28 дней. «Нами на рынке на сегодняшний день находится ликвидность, учитывая и депозиты наших клиентов», - цитата главы ВТБ.
Финансовая отчетность подтверждает – на данный момент у банковской системы на самом деле нет реальных проблем с ликвидностью. Так, средства на валютных сбербанковских счетах увеличились с начала нынешнего года на 33% и равняются 90 млрд долларов. Выполнение нормативов ликвидности осуществляется с запасом (даже не учитывая минимальные совокупные остатки средств по счетам физических и юридических лиц), по сообщению директора по банковским рейтингам RAEX, Михаила Доронкина. Кроме того, он говорит, что многими банками расчетный норматив Н2 и Н3 вполне может быть увеличен.
Примерно одна восьмая отечественных банком обладает показателем ниже 60%, при минимально необходимых 15%, отмечается директором аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ», Михаилом Крыловым. «Поскольку изменился показатель, при большой просадке Н2 большого банка появляются опасения за ликвидность финансовых организацией. Невозможно исключить, что дает понять заявление главы ВТБ: в его случае опасаться ликвидности не стоит», - поясняется Крыловым.
Дефицит ликвидности испытывается отдельными игроками, обладающими сильной концентрацией клиентской базы. Если уходят один либо несколько крупных клиентов из подобных банковских учреждений, это приводит к сильному ухудшению их финансовой устойчивости, объясняется главным аналитиком Промсвязьбанка, Дмитрием Монастыршиным.
«На сегодняшний день больше всего рискуют банки, у которых повышенная зависимость от одного источника привлеченных средств. Инвестторгбанк и Нота-банк показывают, что такому риску подвержены даже довольно немаленькие банки», - по комментариям Михаила Доронкина. Он говорит, что клиентская паника, которую спровоцировали слухи о быстром отзыве лицензии у Инвестторгбанка, привела к тому, что его запас ликвидности был истощен. Со счетов организации за одни сутки сняли более 2 млрд рублей».
Впрочем, в общем по сектору данная ситуация с ликвидностью выглядит более-менее устойчивой – если сравнивать ее с прошлым годом. Основными причинами, по которым увеличилась ликвидность, являются – изменение кредитной политики, а также приток денежных средств физических и юридических лиц. «На сегодняшний день банковскими учреждениями используется довольно осторожный подход к выдаче кредитов, как физическим лицам, так и юридическим лицам. Иными словами, ликвидных проблем у них нет», - по уверениям генерального директора фирмы «Фаст Финанс», Дмитрия Коршунова. Председателем корпоративного и инвестиционного банка по России и СНГ в Citigroup Inc., Иракли Мтибелишвили недавно было заявлено, что те, кто нуждается в финансировании, предпочитают обращаться за ним в крупнейшие отечественные банковские учреждения. Им было подчеркнуто, что банковские учреждения способны к предоставлению долларового фондирования «по гораздо более низкой стоимости, нежели оно обошлось бы на международных рынках капитала».
Темпы роста вкладов физических лиц (если сравнивать с прошлогодними показателями) кажутся более высокими. Основная причина – пока еще высокие ставки и капитализация процентов.
Как отмечается Дмитрием Монастыршиным, избыток ликвидности используется банковскими учреждениями для того, чтобы сократить долг перед ЦБ и для того, чтобы выкупить собственные долговые ценные бумаги. Доля средств ЦБ в пассивах банковских учреждений на данный момент ниже, чем в 2014-и году. Если в 2014-м задолженность банковских организаций перед ЦБ составляла 9,3 трлн рублей (12% к пассивам), то на 1-е сентября 2015-го года — уже 5,8 трлн рублей (7,3%).
При этом существует иная проблема – качество активов, по признаниям экспертов. «Банковскому сектору сейчас достается больше не от проблем с ликвидностью, а от просроченных долгов, доставшихся в наследство от кредитного бума. У банков есть проблемы с кредитами, выданными целому ряду фирм в секторе девелопмента, сейчас мы наблюдаем ситуацию с «Трансаэро». Понятно, что когда возникновение проблем начинается у столь высококлассных в прошлом заемщиков, как «Трансаэро», это уже повод подумать об изменении всей конфигурации», — говорится Дмитрием Коршуновым.
Как говорит Елена Николаенко, проблема активов является очень острой, особенно, что касается необеспеченного потребительского кредитования, стоимости кредитных рисков для банков, отсутствия доходных стабильных деятельных направлений, а также процентного риска, который стал довольно актуальным для многих с осени 2014-го года. Она считает, что существенно ситуация в ближайшие временные рамки не изменится. Как считает Николаенко, скорее, некоторый дефицит ликвидности и риски ликвидности будут сохраняться на текущих уровнях.
«Мы думаем, что общая комфортная обеспеченность банковского сектора ликвидностью в ближайшее время сохранится», — резюмируется Дмитрием Монастыршиным.