В планах – радость, но к беде всегда готовы
Банком России 2-го декабря был представлен проект главных направлений, согласно которому российский финансовый рынок будет развиваться до 2018-го года. Данный вид подобного программного документа Центробанка считается первым после того момента, как он стал считаться мегарегулятором. Далее – подробнее о предложениях Банка России и о шансах данной стратегии на успешный результат (учитывая внутренние и внешние условия).
Финансовые средства – физическим лицам
Состоялась подготовка проекта о главных направлениях, согласно которым будет осуществляться развитие и обеспечение стабильности функционирования финансового российского рынка на период 2016-2018 годов. Он основан на федеральном законе «О Центральном банке», который наделяет Центробанк функциями мегарегулятора финансовых рынков.
Этот документ практически первый раз говорит о формулировках целей развития финансового рынка РФ. До этого момента обсуждения позиции Центробанка не было, широкая общественность о нем не знала. Документ Центробанка немного говорил о задачах финансовой политики и банковской системы на ближайшие несколько лет – это важно, поскольку правительство отказалось от трехлетнего бюджетного планирования (основная причина такого отказа – это повышенная экономическая неопределенность). При этом документ с самого начала затрагивает не только банковские учреждения либо иные институты финансового рынка, но и отечественных физических лиц (то есть, он таким или иным образом затронет всех в Российской Федерации).
Если затрагивать иные стратегические документы Банка России, допустим, традиционные ежегодные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», то новый документ не обладает конкретными цифрами, а целевых показателей просто нет.
«Причина в необходимости прохождения на новом этапе переподтверждения задач, сформулированных Центральным банком для интересующихся физических лиц», - поясняется первым заместителем председателя ЦБ, Сергеем Швецовым на проектной презентации главных направлений развития финансового рынка РФ. Только после того, как депутатский корпус одобрит проект документа (а также правительство даст свое согласие), регулятор может начинать четкое целеполагание, добавляется Сергеем Швецовым.
«Технология, по которой составлен этот документ, затрагивает определение интересующихся лиц, какая для них, собственно выгода в развитии финансового рынка», - рассказывается Швецовым. Заинтересованная сторона, по мнению Центробанка – это, как правило, физические лица (простые рядовые граждане). Поэтому ключевая задача регулятора на ближайшие три года – повысить качество жизни отечественных граждан благодаря применению инструментов финансового рынка. Пристальное внимание в проекте новой стратегии уделяют доступности финансовых услуг.
Регулятор считает, что у всего дееспособного российского населения, а также у субъектов малого и среднего предпринимательства должна быть возможность непрерывно получать базовый набор определенных финансовых услуг. На сегодняшний день, как показывают разные оценки, примерно треть российских граждан не пользуется банковскими услугами. Непременное условие достижения обозначенной задачи, как считает Центробанк, - это необходимость своевременного внедрения передовых информационных технологий. Поэтому приоритет деятельности регулятора, как и раньше, стимулирование безналичного обращения.
Простить или нет?
Еще одним важным аспектом «Основных направлений…» считается более плотное взаимодействие Центробанка с правоохранительными и судебными органами. Цель – постараться сократить случаи недобросовестного поведения участников финансового рынка. Так, для банковской системы регулятором планируется введение планомерного ужесточения надзорной политики. Будут усовершенствованы меры реагирования на первые проблемы банковских учреждений. В данном случае стоит обратить внимание, что проект «Основных направлений…» говорит о заявлении и намерении Центробанка осуществить дифференцирование надзора и регулирования участников финансового рынка – регулятивная нагрузка будет то смягчаться, то, наоборот, существенно ужесточаться.
То есть информация о том, что надзор ужесточится тотально и по всем сферам – не совсем правдивая. «Требования будут отличаться для системно значимых учреждений, небольших организаций и прочих фирм, в зависимости от рисков их деятельности для финансового сектора», - поясняется Сергеем Швецовым. Введение особого надзора над системно значимыми финансовыми организациями с нового года планировалось регулятором уже давно.
Фактор геополитики и иные сложности
Само собой, Центробанк не мог не затронуть в документе естественный для нынешней кризисной ситуации вопрос рисков и ограничительных мер для реализации «Основных направлений…». «Таких рисков пять, они могут, определим так, оказать влияние на достижение тех трех задач, которые были нами выделены, - по заявлению Сергея Швецова. – Это, естественно, фактор существующих геополитических шоковых ситуаций. Доверие на финансовом рынке – это так называемая душа финансового рынка, ключевой элемент существования финансового рынка.
Геополитика оказывает сильное влияние на доверительный фактор – как со стороны западных инвесторов, так и со стороны внутреннего инвестора. По этой причине фактор геополитической ситуации, вероятное ухудшение геополитической ситуации оказывает влияние на эффективность достижениях тех задач, которые были заложены нами в «Основные направления…» Вторым риском, по мнению Центробанка, является высокая скорость смены финансового законодательства в стране. Это может оказать влияние на скорость и качество работы регулятора с судебными и правоохранительными органами.
«Еще существует риск, по которому законодательные инициативы будут приниматься несвоевременно, - отмечается первым заместителем председателя Центробанка. – Банк России принимает участие в законодательном процессе. При этом определяется он все же Государственной Думой, Федеральным собранием и правительством государства. По этой причине, у нас есть надежда, что этот документ будет понят, его поддержат, в том числе и эти органы власти». То, что регулятор и представители финансового рынка могут совершать асинхронные действия, считается четвертым риском для процесса отличной реализации стратегических основ Центробанка.
«Нами могут закладываться разные процедуры, нами могут закладываться разные цели, но достичь их будет можно лишь в случае поддержания их финансовым рынком», - указывается и разъясняется Швецовым. И, наконец, финальный по порядку, но не по значимости риск на пути осуществления стратегических целей финансового рынка – отсутствие ресурсов на реализацию указанных в «Основных направлениях…» целей.
Впрочем, Сергеем Швецовым была выражена уверенность что «верное планирование» позволит осуществить намеченные планы. Как говорит председатель совета директоров МДМ Банка, Олег Вьюгин, документ обладает множеством умных предложений. «Цели, которые представлены в этом документы, являются вполне себе реалистичными и достижимыми. Но, существуют и различные риски, на которые Центробанком также делается указание. Местами у документа просто отсутствуют некоторые детали. Но, может быть, стратегический документ, и не обязан содержать столько разных деталей. Их появления возможны после того, как «Основные направления…» одобрит парламент», - сообщается банкиром.
Заместителем председателя правления Локо-Банка, Андреем Люшиным выделяется прописанная в документе западная практика досудебного соглашения для уличенных в недобросовестных действиях компаний. «Это может привести к упрощению процесса действий в подобных случаях, чтобы не тянуть дело до длительных судебных разбирательств, которые могут длиться не один год. Такой экономический механизм, который будет бить по карману участников рынка с сомнительной репутацией, даст возможность регулятору перенести наказание в экономическую плоскость из уголовной», – согласно заключению Люшина.
Источник: banki.ru