Почтовый банк, который будет создан Лето банком и Почтой России, может создать неожиданную конкуренцию между двумя брендами. При этом второй бренд вовсе не является Сбербанком. Как было сказано главой ВТБ, Андреем Костиным, новую кредитную организацию назовут «Почта Банк». При этом страна уже обладает банком с почти таким же названием. Далее – подробнее о том, каким образом существуют вместе на финансовом рынке банки-«близнецы».
Учреждение в 20 тысяч окон
Недавно главной ВТБ, Андреем Костиным, было заявлено, что кредитную организацию, создаваемую на базе «дочерней» структуры ВТБ Лето Банка и Почты России, назовут «Почтой Банк». Им было сообщено, что подписание учредительного соглашения о создании почтовой организации может произойти в начале нового года, а не в конце текущего (так думали ранее).
«Стадия оценки уже завершается. Либо до конца текущего года, либо в начале следующего состоится подписание окончательного соглашения по всем вопросам. Называться будет «Почтой Банк». В соглашение будут входить четыре элементы, три мы уже подписали. Остался вопрос окончательной оценки Лето Банка – за какую цену мы продаем», - сообщается главой ВТБ, с подчеркиванием того факта, что основные вопросы по созданию организации практически оговорены.
Банк должен присутствовать в 15 тысячах отделений российской почты, все число банковских окон будет выше 20 тысяч. Акцент в новой организации планируют сделать на работу с розничными клиентами (массовый и нижнемассовый сегмент). Особое внимание будут уделять лицам пенсионного возраста, которые получают пенсии через почтовые российские отделения.
Размер активов новой почтовой организации в 2023-м году должен достичь приблизительно 600 млрд рублей. Клиентской базой почтового банка будут примерно 20 млн человек, из них половину составят пенсионеры. Ранее Андреем Костиным было отмечено, что кредитную организацию, как и магазин, необходимо сделать «культурным центром» в любой местности: несмотря на нижнемассовую категорию сегмента (а именно на нее и будет ориентир у новой организации), ею должны предлагаться продукты высокого качества. Обслуживание должно быть на достойном уровне.
Лето Банком уже осуществлена регистрация интернет-домена «Национальный почтовый банк» (nationalpostbank.ru) и ряда других доменов, касающихся почты, денег и финансов.
Как будет верно: «Почтобанк» или «Почта Банк»?
Кроме того, Россия уже свыше 20 лет обладает Почтобанком, 96,78% которого принадлежит Связь-Банку. Почтобанк создали в 1993-м году предприятия связи Пермского региона. Длительный временной период главным акционером и клиентом банка было ОАО «Уралсвязьинформ». В 2006-м году 68,43% акций учреждения за 45,8 млн рублей приобрело ПАО «АКБ «Связь-Банк», которое с 2008-го года является собственностью госкорпорации «Внешэкономбанк» (ВЭБ) и занимается активным обслуживанием клиентских счетов Почты России (обороты на уровне 170—220 млрд рублей в месяц).
В Почтобанк входит головной пермский офис, семь территориальных отделений, а также семнадцать операционных касс (они не входят в кассовый узел). Все отделения банковской организации находятся в населенных регионах Пермского края. Как показывали данные на 1-е июля 2015-го года, в банковском учреждении работало 189 человек. У банковского учреждения существует собственная сеть банкоматов и терминалов. Насчитывается пять единиц оборудования (именно они и выдают денежные средства и обслуживают пластиковые карты). Кроме того, банковской организацией проводится привлечение сети банкоматов банковских учреждений-партнеров для обслуживания собственных карт на льготных условиях.
Есть ли регистрация у товарного знака «Почтобанк», и каким образом банковским учреждением будет проводиться собственная стратегия развития из-за появления фактически такого же предприятия – сам Почтобанк на этот вопрос нам не ответил, дав совет обратиться в Связь-банк. Связь-Банк же ответил, что бренда «Почта Банк» у кредитного учреждения нет, а о принадлежности Почтобанку его бренда ничего ответить не смогли.
«Нами проводилась проверка, официальной регистрации товарного знака с терминами «почта» и «банк» не существует. Чтобы зарегистрировать название такого рода, должно быть получено согласие от Почты России, поскольку именно она – держатель товарных знаков со словом «почта» по классам предоставления финансовых услуг», - рассказывается пресс-службой Лето-Банка.
Пресс-службой банковского учреждения также было добавлено, что в этот временной промежуток идет прохождение официальной процедуры регистрации товарного знака «Почта Банк». «В ближайшем будущем нами будет проведена презентация бренда и логотипа. Дополнительные действия в наши планы пока не входят», - поясняется кредитной организацией.
Похожие до степени смешения
Юристами было указано, что основные сложности, которые связаны с названием, у банковских организаций встречаются часто. Фишка в том, что термины «Почтобанк» и «Почта Банк» могут посчитать сходными до степени смешения. А создавать новый банк с наименованием, похожим на название уже действующего кредитного учреждения, - это всегда риск – последняя сторона может потребовать прекратить пользоваться таким наименованием. Это было отмечено управляющим партнером адвокатского бюро «ЕМПП», Сергеем Егоровым. «Чтобы это определить, нужно оценить, сможет ли потребитель банковской услуги либо контрагент быть введен в заблуждение из-за такого сходства. Окончательная оценка может быть дана судом, куда Почтобанк может подать заявление с требованием к новой организации о прекращении использования фирменного наименования, похожего с ним до степени смешения, в банковской деятельности. Он имеет право на возмещение причиненных убытков», - рассуждения юриста. Егоров также считает, что правом предъявить иск о принуждении к смене фирменного наименования будет обладать и налоговый орган, который проведет государственную регистрацию изменений сведений о «дочке» ВТБ в ЕГРЮЛ.
При этом гражданским законодательством установлен приоритет прав юридического лица, которое включило фирменное наименование в единый государственный реестр юридических лиц ранее, до нового рыночного участника, планирующего заниматься осуществлением аналогичной деятельности (ст. 1474 ГК РФ). Таким образом, определенным юридическим преимуществом Почтобанк уже обладает.
«Очень жаль, но в отличие от большинства зарубежных юрисдикций, существующая система государственной российской регистрации юридических лиц не дает возможности осуществления превентивного контроля в данной сфере. В итоге в ЕГРЮЛе содержится множество организаций, обладающих не просто схожими, но и тождественными фирменными наименованиями. Чтобы оптимизировать юридическую защиту, стоит все же в обязательном порядке провести регистрацию используемых при ведении бизнеса товарных знаков – словесных и графических изображений – в вопросе банковских услуг», - такой комментарий был дан Сергеем Егоровым. Кроме того, он заявляет, что в вопросе почтовых банковских учреждений самый оптимальный вариант – это вместе оформить право на пользование торговой маркой, допустим, в качестве коллективного знака либо работы по лицензионному соглашению.
«Наименования «Почтобанк» и «Почта Банк» практически похожи, что мешает выполнять индивидуализирующую функцию любого обозначения в отдельности», - сообщается партнером, адвокатом юридической фирмы «Яковлев и партнеры», Татьяной Кормилицыной. Она считает, что товарный знак «Почта банк» вряд ли будет зарегистрирован по многим основаниям. Допустим, исходя из положений статьи 1483 ГК РФ прохождение государственной регистрации в качестве товарных знаков невозможно для тех обозначений, которые не обладают различительной способностью либо состоят лишь из элементов, которые являются общепринятыми терминами и символами. «Отдельно понятия «почта» и «банк» являются фактически общепринятыми терминами. И если такой запрет можно обойти в силу возможности признания комбинации этих слов, которая обладает различительной способностью, то преодоление сходства до степени смешения товарного знака «Почта Банк» с фирменным наименованием АО «АКИБ «Почтобанк» при однородности деятельности этих учреждений будет трудным», — поясняется Кормилицыной.
Банковская организация на несколько букв
Случай у Почты Банка и Почтобанка – не единственный, когда два банковских учреждения с почти одинаковыми названиями должны как-то существовать на рынке. Банковской системой упоминаются и случаи с одноименными названиями. Существуют две «Солидарности» - наименование самарского банковского учреждения «Солидарностъ», входившего ранее в ФГ «Лайф», и банковского учреждения «Солидарность», зарегистрированного в Москве. Существуют два Меткомбанка – один в Вологодской, другой – в Свердловской области.
Похожи наименования и таких учреждений, как СМП Банк и МСП Банк, «Союза» и «Союзного», «Ренессанса» и «Ренессанса кредита», «Рублевского» (он потерял лицензию в 2013-м году) и «Рублева», «Инвестбанка» (тоже потерял свою лицензию) и Инвесторгбанка, а также у потерявших лицензии СБ Банка и С Банка (бывшего Сберкредбанка), «Смоленского» и «Смолевича».
Крупными банковскими учреждениями было отмечено, что сосуществовать вместе с «однофамильцами» по наименованию в целом можно, хотя клиенты, аналитики и журналисты часто их путают. В МСП Банке была рассказана история, когда по сюжету одного телеканала на фоне телефонного комментария спикера МСП Банка продемонстрировали перебивку с видом банка СМП и его банкомата. «Была небольшая обида, но в результате мы посчитали это своим небольшим плюсом в медийное продвижение нашего банка-партнера, то есть вкладом в общее дело – поддерживать малый и средний бизнес в стране», — рассказала пресс-служба МСП Банка.
Впрочем, кредитная организация подчеркивает, что существующая с аналогичным названием банковская организация, в общем, им не мешает. «Кроме того, СМП Банк – наш партнер с 2011-го года. Он принимает активное участие в реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Дружественный банк выдал более 1,6 миллиарда рублей кредитов, поддержка была получена примерно 100 субъектами МСП. И мы очень рассчитываем на продолжение длительного сотрудничества», - отмечается в МСП Банке.
Точно такой же комментарий был дан и СМП Банком. «Кроме того, что наши названия с банком МСП почти схожи, наши улицы также располагаются совсем рядом. Кроме того, мы участвуем в программе МСП Банка по вопросам кредитования малого и среднего бизнеса. Проблемы в работе отсутствуют, поскольку МСП является достойной и уважаемой финансовой организацией. Даже в случае случайной опечатки, любые существенные репутационные риски отсутствуют. Похожие названия, учитывая месторасположение офисов на одной улице, часто вызывают трудности у курьеров, поскольку еще совсем недавно между нашими организациями располагался офис еще одного банковского учреждения – МТС, а его название также содержит три буквы», - комментарий представителя СМП Банка.
Для отсутствия путаницы, свердловский Меткомбанк около наименования указывает форму собственности и город регистрации кредитной организации – ПАО «Меткомбанк». В свою очередь, череповецким Меткомбанком упоминается такая форма собственности, как АО. Кроме того, полное фирменное наименование свердловского кредитного учреждения обладает лишь заглавными буквами, по сообщениям из банковской организации.
Неофициально представители иных банковских учреждений с идентичными названиями говорят о том, что главной проблемой является наличие негативного новостного фона о схожем учреждении. «Новости о том, как учреждением с похожим на нас названием прекращается выдача вкладов либо как оно испытывает проблемы с ликвидностью, само собой, сразу влияют на наших клиентов. У вкладчиков начинается паника, возникновение вопросов, истерики. Это и есть главный минус. Но нами оперативно готовится колл-центр для разряжения обстановки и разъяснений людям, что мы является абсолютно иным банковским учреждением и проблемы это не наши», - говорит на условиях анонимности сотрудница одного из таких банковских учреждений.
«Насколько я помню, чаще всего жалуются на похожие названия (как посетители, так и банковские аналитики), упоминая название банковской организации, а точнее, банковских организаций, «Солидарность» – с учетом того, что каждый из них был в своем роде известен и на слуху: один как московский, а второй – в качестве заметнейшего регионального игрока. За прошедшие два с лишним года, из-за усиления активности регулятора в части отзыва лицензий и расчистки рынка, схожесть названий является реально очень большим эмоциональным и рисковым моментом», - сообщается начальником аналитического управления НРА, Кариной Артемьевой.
Ею было дано напоминание, что отзыв лицензии реально создает достаточный информационный шум. Допустим, если говорить об Инвестбанке, схожесть его наименования со многими иными банками могла стать поводом для паники.
Как говорит управляющий директор сети банка «БКС Премьер», Сергей Данилов, большинство клиентов все-таки знают, что исчерпывающая информация об отзывах лицензий, существует на сайте Банка России: каждая банковская лицензия обладает своим уникальным номером – то есть, можно проверить этот номер и спокойно понять, работает банк или нет.
«Что касается именно Почта Банка, возможно сложение ситуации, когда создаваемый в контуре группы банка первого круга финансовый институт может начать ассоциироваться с уже имеющимся игроком. В этом случае это, наоборот, может поддержать спокойствие несведущих вкладчиков второй организации», — по предположениям Карины Артемьевой. Она считает, что СМИ, скорее всего, будут упоминать о тех или иных планах и репутационных событийных вещах в жизни Почта Банка, создаваемого на базе Лето Банка, «а довольные физические лица, которые не вдаются в подробности, могут решить, что им рассказывают хорошие новости о привычном и знакомом им Почтобанке».